Главная > Статьи > Карьера > 850 градусов искусства. Интервью с художницей эмальером

850 градусов искусства. Интервью с художницей эмальером

28 декабря 2016
Категория: Карьера

Быть художником – значит не просто рисовать красками. Художник – человек, который воплощает свою душу в картинах, созданных самыми разыми способами. Сегодня одним из актуальных и популярных видов художественных искусств является техника горячей эмали.

Эмаль - тонкое стекловидное покрытие, получаемое высокотемпературной обработкой (прим. редакции), наносится на металл.

Техника предполагает создание различных видов изделий: от картин до бижутерии. Сегодня тонкостями интересной профессии и работе с необычным материалом расскажет Натали Секачева – художник эмальер из Перми.  В этот город художница приехала 3 года назад из Екатеринбурга. Как она говорит, город понравился своим теплым отношением к молодым художникам.

Как ты приняла решение стать художницей?

– Желание рисовать у меня было с детства, поэтому родители меня записали в художественную школу в моем родном городе Богдановиче, где я и училась. А дальше, когда в 11 классе пришло время определяться с будущей профессией, я поняла, что не смогу работать в офисе или заниматься чем-то подобным. Мне хотелось продолжать заниматься искусством. Мой выбор пал на РГППУ в Екатеринбурге. Конечно, я рассматривала и другие вузы, но университет меня зацепил больше. Скорее всего, на мой выбор повлияла подруга, которая поступила туда за год до меня и была в полнейшем восторге.

Почему именно в Екатеринбург?

– Этот город рассматривался сразу. Потому что Екатеринбург был ближайший крупный город. Первое время было трудно. Новый город с абсолютно другим ритмом жизни. Но потом привыкла.

Как твои родители отнеслись к такому выбору профессии?

– У нас в семье нет художников. Но в выборе профессии родители меня поддержали. Иногда мама намекала, что хотела бы, чтобы я стала врачом или учителем. Но никогда не препятствовала моему выбору. До третьего курса я еще видела сомнение в их глазах. Они боялись, что я не смогу себя прокормить, будучи художником. Но потом начались выставки, я стала работать, участвовать в разных проектах и тогда они успокоились. Людям не из этой среды сложно бывает понять, как на творчестве можно заработать.

 Как ты узнала о технике горячей эмали?

– Это произошло на третьем курсе, когда мы поехали на практику в Ярославль. В этом городе расположен первый в России эмальерный центр «Эмалис», который организовал Карих Александр Андреевич. Изначально в этот центр приезжали художники из разных городов России и зарубежья для обмена опытом. Мы были вторые студенты, приехавшие туда, до нас ездили ребята из нашего же университета. Там нам предоставили мастерскую, материалы и вкратце объяснили, что как делать. Помогали в работе два человека, сам Карих и еще Реутов Владимир Михайлович. Он напоминал нам волшебника. Внешне он был весь седой и в шапочке. Он рассказывал и показывал, как делать изделия. Иногда колдовал сам. У нас было две печи, одна маленькая и вторая огромная, наверное, метр в ширину. Были огромные вилы, которыми работы загружались в печь. Очень сильно обжигал огонь, и первое время было страшно.

Если было так страшно, то тогда чем тебя привлекла эта техника?

– Получается как раз это меня и захватило тогда больше всего. Это союз с огнем. Совместная работа. Меня все это очень волновало и интриговало. Незнакомый материал, очень высокая температура, печь нагревается до 850 градусов. И первое время, непредсказуемый результат работы, потому что еще не знаешь, как краска поведет себя после обжига. Вообще эмаль очень непредсказуема и даже у художника с опытом может случиться такое, что где то краска перегорит или наоборот не догорит, и нужно будет наносить новый слой, доделывать изделие. Очень сложно передать то волнение когда ждешь изделие из печи. Атмосфера там была интересная, творческая и мы все загорелись этой технологией. Когда приехали обратно в Екатеринбург создали свою мастерскую на базе университета.

Сложно было создавать мастерскую?

– Университет нам в этом помог. Нам дали помещение, печи. Остальные инструменты мы приносили сами. Покупали краски, кто-то тащил у папы молотки, железяки и прочее. Таким образом, потихоньку обживали мастерскую. Создавали работы в технике горячей эмали не только на парах, но еще приходили в мастерскую дополнительно. А потом стали участвовать в выставках как творческий коллектив «Э.MIX», который существует до сих пор.

Эти выставки устраивал университет?

 – Университет нас никуда не отправлял. Вся деятельность в коллективе «Э.MIX» была самостоятельной, вместе с нашим педагогом. Мы сами находили выставки, участвовали за свой счет, оплачивали дорогу, переезд, материалы. Это было наше желание и инициатива. Кстати, таким образом, я и познакомилась с Пермью.

Расскажи, как это было.

– Примерно 5 лет назад мы с коллективом искали новое место, где можно выставить свои работы. Хотелось съездить в новый город. У меня были знакомые ребята из Перми, и я предложила поехать туда. Попросила знакомых узнать, где в этом городе можно выставиться. Они узнали, что для выставки «Арт Пермь» ищут молодых художников. Мы понравились и нас пригласили выставиться в третий экспериментальный павильон. Он был бесплатным. Мы были очень довольны, потому что все прошло хорошо. С тех пор мы выставляемся на «Арт Перми» каждый год. Есть много людей, которые даже спустя пять лет приходят на выставку и интересуются нашими работами. Одна женщина приезжает из Москвы и покупает наши работы для своей галереи.

Почему ты решила обосноваться в Перми?

– После защиты дипломной работы мне предлагали остаться в Екатеринбурге и пойти в магистратуру. Была даже дальнейшая перспектива работы в университете. Но это никогда не входило в мои планы. Город Пермь меня затянул, он очень душевный. Нас всегда здесь очень тепло встречали. Благодаря выставкам здесь появилось много друзей, в том числе и художников. Были и профессиональные планы. Изначально мы с другом хотели организовать совместный проект, в котором он бы меня продвигал как художника. Но не все получалось, как нам хотелось, и проект не реализовался. Но раз я приехала в этот город, то решила остаться и уже самостоятельно реализовывать свои идеи.

Было трудно найти свой самостоятельный путь?

– Было трудно, особенно первый год. Я горела этим совместным проектом и в итоге у нас ничего не получилось. Наверное, по этой причине первый год я не занималась эмалями. Вообще пришлось столкнуться со многим. Очень сложно было найти работу. Первое время я занималась росписью стен. В этом мне помог еще один пермский приятель. Заказы были не всегда, а нужно было, как то зарабатывать на жизнь. Тогда я устроилась на работу в общеобразовательную школу. А потом меня пригласили работать в художественную студию «Арт-С».

С чем еще ты столкнулась в Перми?

– Основная трудность была это отсутствие собственной мастерской. Помню, когда я уже пришла в себя после переезда в Пермь как раз нужно было готовится к очередной «Арт Перми». Оставалось, буквально недели две до выставки и мой знакомый предложил в качестве мастерской свой гараж. Той зимой были жуткие морозы, а чтобы попасть в гараж нужно было, вначале грести снег. Мы по нескольку раз пытались затопить печку буржуйку, чтобы согреться. Постоянно забивался дымоход, и нужно было лезть на крышу, чтобы его почистить. Там не было воды, и мы растапливали снег. Это были очень суровые условия. А потом по какой-то причине во всех гаражах отключили свет. Вот тут наступила настоящая паника, потому что работы не были закончены. Тогда я стала обзванивать знакомых в поисках мастерской. Я объединилась с двумя художниками, и мы сняли мастерскую, работы я доделала уже в комфортных условиях. Потом я еще около полугода работала в этой мастерской. Чуть позже у меня сломалась муфельная печь в которой я обжигаю свою изделия, а на покупку новой тогда не было денег. Муфельная печь стоит примерно 50 тысяч рублей. Руки опускались, и даже хотелось уехать из Перми из-за таких вот неурядиц. Меня очень сильно поддерживала во всем мама.

Почему же ты осталась?

– Когда сломалась моя печь, я попросилась в мастерскую к одной художнице, которая занимается финифтью. Это одна из техник работы с эмалью. Соответственно у нее есть муфельная печь. В этой мастерской я познакомилась с ювелиром Колпаковым Виктором Михайловичем, который взял меня под свое крыло. Он обучает меня ювелирному искусству, которое я совмещаю в своих изделиях с эмалью. Сейчас у меня два наставника, это Виктор Михайлович и Селиванов Вячеслав Валерьевич, руководитель студии «Арт-С». Я понимаю, что людей с таким огромным опытом, которые готовы делиться своими знаниями встретишь не часто, и просто так от них уезжать не хочу.

Какие у тебя планы на будущее? Останешься в Перми?

– Может быть, я пробуду в этом городе еще много лет. Пока что мне все нравится. Но я точно знаю одно, где бы я ни жила, работу с эмалями я не брошу. Мне не хочется уходить полностью в педагогику или ювелирное искусство. Я понимаю, что благодаря художественной студии я держусь на плаву. Мне хватает денег на еду и на жилье. А все, что зарабатываю от своих изделий, я трачу на материалы и инструменты. В планах обустроить свою мастерскую и спокойно заниматься творчеством.

Автор текста: Дарья Уткина

Фото из личного архива героини


Почему россияне не работают по специальности?

Профессия кинопродюсер: Путь от идеи до зрителя

Современные композиторы

Как найти свое призвание? Воспоминания Светланы Кузнецовой

Как школьник из Волгограда открыл бизнес по производству 3D-принтеров

Педагог или партнёр, умных мыслей резонёр? 

 

 

 

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск