Главная > Статьи > Учеба > Образование в туризме

Образование в туризме

26 октября 2010
Категория: Учеба
Каждому неоднократно приходилось замечать парадокс такого характера: успехов в определенной профессиональной сфере добиваются люди, которые получали совсем иное образование. Исключением, конечно, являются сферы медицины, юриспруденции и образования, где специальное образование просто необходимо. Вот тут и возникает вопрос, когда сталкиваешься со словом «необходимо». А необходимо ли специальное образование в большинстве сфер нашей деятельности? В частности, в сфере сервиса и туризма? Данный вопрос включает множество дополнительных:
  • какой вуз выбрать, если образование необходимо?
  • не лучше ли начать с второстепенной должности курьера в турагентстве и перейти постепенно в должность менеджера, оставив без внимания специальное образование?
  • не испугаться и пойти сразу в сферу туризма, понадеявшись на свои личные качества?

 

Начнем с первого вопроса - список вузов представлен следующим образом:  Уральский государственный лесотехнический университет, Уральский государственный педагогический университет, Уральский государственный технический университет – УПИ, Уральский государственный университет имени А.М.Горького,    Уральский государственный экономический университет, Гуманитарный университет, Уральский филиал Московского Государственного университета сервиса, УМИТ  Уральский Международный институт туризма, РГУТиС Российский государственный университет туризма и сервиса, Уральский филиал.

 

Все эти вузы можно разделить условно на две категории:

  • Вузы узкой специализации (два последних).
  • Вузы широкой ориентированности (остальные).

Разница в том, что если вы получаете узкое образование, то это исключительно сфера туризма, то есть не должно быть сомнений в выбранной профессии. Второй вариант – это классическое высшее образование с определенной ориентацией. Такая специфика обусловлена программой. В специализированных вузах необходимые предметы преподают с первого курса. В классических – с третьего преимущественно, предварительно – базовые общеобразовательные предметы. Существует разница и в соотношении теории и практики: в специализированном высшем учебном заведении оно (соотношение), ориентировочно, 50/50, в классических – 60/40, соответственно.

 

Проведенный нами опрос, дал следующие результаты: выбор вуза обусловлен рядом причин - желанием родителей, ориентацией на классический статус вуза, возможностью бесплатного обучения. Вопрос о соотношении теории и практики – мало интересует.

 

До этого была теория – а теперь перейдем к практике – трудоустройству. Это палка о двух концах: с одной стороны – соискатели, выпускники вузов, с другой – работодатели. Вот об их возможностях и предпочтениях стоит говорить. И главный вопрос – кому необходимо специализированное образование? Соискателям или работодателям?

 

Начнем уже со сформировавшейся структуры – работодателя. Как оказалось, не так уж и важно ему специализированное образование. В большинстве своем, ему необходимы опыт и личные качества соискателя - коммуникабельность, доброжелательность, стрессоустойчивость, знания географии и языков, умение «показать товар лицом», убедить потребителя, соответственно, количество «изведанных» стран. А вот образование необходимо крупным компаниям. Скорее, тут играет роль статус организации, ее репутация. Но тогда возникает еще один вопрос – кого выберет крупная компания: выпускника со специализированным образованием или человека с опытом, даже если образования туристического у него нет?

 

Обратимся к выпускникам. Их опыт доказал, что главное желание. Даже если они – выпускники других факультетов.

 

От них работодатели требовали опыт. Все опрошенные склонялись к выводу, что даже если практика и была в вузе, то только в процессе непосредственной работы они осознавали все нюансы и сложности процесса. Только там непосредственно сталкивались с экстремальными ситуациями, которые их проверяли на прочность. Возможно, это связано и с тем, что все-таки практика – это не всегда вопрос твоего трудоустройства, а на работе ты должен показать себя с лучшей стороны.

 

Второй параметр – личные качества. Это вопрос решенный – либо ты создан для деятельности, либо нет. Один из опрашиваемых ответил очень лаконично и полноценно: «было бы желание, да, но, как и в любой сфере, чтобы стать действительно профессионалом, одного желания мало, нужен опыт, и внимательность, и грамотность». Стоит резюмировать: если вы уверенны, что обладаете набором необходимых качеств, дерзайте.

 

И последний параметр специализированное образование. Знания, необходимые соискателю вакансии менеджера по туризму, сводятся к следующему списку: нормативные правовые документы, регламентирующие осуществление туристической деятельности; основы маркетинга и рекламы; география стран мира; иностранный язык (или языки); требования к оформлению заказов; правила оформления туристической документации (договоров, ваучеров, страховых полисов и др.); этика делового общения; технология обработки заказов с использованием компьютеров. А вот теперь посмотрим, что из этих пунктов требует специального образования – конечно, маркетинг и реклама. То есть образовательная база все-таки не помешает. Все остальные параметры – это либо процесс самостоятельного освоения, либо практика, практика и еще раз практика.

 

Таким образом, из всего вышеописанного, вывод должен напроситься сам собой: желание, эрудиция, знания помогут устроиться в сферу туризма, даже без специализированного образования. Но такое образование может дать основательное подспорье, уверенность в своих силах. И напоследок реальная история, имевшая место быть в Екатеринбурге: два человека создали туристическое агентство, имея образование в иной сфере. Фирма процветает. Сотрудники фирмы, отобранные организаторами, не связаны были со сферой сервиса и туризма.

Колчанова Ксения

 

image

 

imSDhgage

 

imzdfhetage

 

 


 

Учебные заведения Екатеринбурга

Уральские институты Уральские университеты

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск