Главная > Статьи > Учеба > Японская философия образования

Японская философия образования

17 августа 2011
Категория: Учеба

Япония старается преуспевать во всем, в том числе и в образовании. «Uji yori sodachi» - японская мудрость, означающая, что «образование важнее происхождения». Недаром японцы уделяют большое внимание воспитанию ребенка и занимаются его развитием с младенческих лет. Образование в «стране восходящего солнца» поддерживается семьей, обществом и является приоритетом государственной политики.

О том,  что ребенок обладает способностью научиться чему угодно, еще в 1971 году написал известный на весь мир профессор, президент «Японской ассоциации развития» Масару Ибука в своей книге «После трех уже поздно». Многие японские матери придерживаются системы воспитания, прописанной в этой книге. С первого года жизни они развивают  у ребенка уверенность в себе, на втором году – умение выполнять творческую работу, делать что-то своими руками, а уже в трехлетнем возрасте заниматься воспитанием обязанностей. Японская мать действует по принципу свободного выбора ребенка, объяснив, что ему запрещается делать. Однако даже если ребенок «пошалил», мать не будет его ругать и не поднимет руки на свое чадо. Она всем своим видом даст понять, что поведение ребенка ее огорчает. В качестве тяжелого морального наказания японки используют отчуждение от дома. Такая мера действенна для маленьких японцев, поскольку дом и семья воспринимаются как место психологического комфорта.

В детские сады в Японии отдают детей не раньше 3 лет, так как для японцев важно традиционное домашнее воспитание, и мать может отдать ребенка до этого возраста только в том случае, если у нее будут на это весомые основания. Здесь закладываются такие качества, как социальная ответственность, самостоятельность и осознание себя как части большой группы. Эти качества маленькие японцы приобретают в результате использования педагогами специальных игр, где разбираются различные конфликтные ситуации, которые учат избегать. Так, до пяти лет закладывается все необходимое, что поможет ребенку в дальнейшем быстро развиваться.

Огромным вкладом в образование японских детей можно назвать наличие традиций, которые в Японии достаточно сильны. Японцы с малых лет приучают детей ценить культуру страны. Проведение различных народных праздников, таких как Хинамацури (в переводе «праздник кукол» для девочек), Сэцубун (праздник начала весны), Кэйро но хи (день почитания старших) приобщает к принятым нормам еще в раннем детстве, формируя бережливое отношение к природе, уважение к старшему поколению, труду и культуре.

После наступления пятилетнего возраста японские дети начинают воспитываться строгими методами, таким образом, попадая в жесткую систему правил поведения, которые четко ограничивают ребенка, как нужно вести себя в том или ином случае. Отклониться от правил означает в Японии «потерять лицо». Именно в японской школе закладывается догматическое представление, что между детьми не должно существовать конкуренции, поэтому действует принцип равенства. Все дети «родины Солнца» носят одинаковую униформу, стараясь внешне не выделяться из общей массы и даже быть похожим по мышлению друг на друга. В отличие от европейской системы образования в Японии детей до недавнего времени не делили на отстающих и одаренных, однако сейчас в японской педагогике уже выделяют необходимость поиска творческой личности и развития способностей. Благодаря этому в последнее время образовалось модная тенденция нанимать репетиторов.

В школах, как и в детских садах, существует традиция менять ежегодно состав групп и классов, а также преподавательский состав. Такая особенность образовательной системы развивает коммуникабельность и дает возможность приобрести новых друзей.

1627japanfilВ Японии, как и во многих европейских странах, существуют муниципальные и частные школы. Частные школы составляют порядка 6 % от общего количества. Считается, что государственные школы выше по уровню образования. Классы по численности превосходят российские школы, в одном классе учится порядка 40 человек. В японских школах образовательная программа длится 12 лет. Главной задачей средней школы является воспитание, а старшей школы – подготовка для поступления в вуз. В Японии после школы большинство детей идут получать дополнительное образование в специальные частные школы, называемые «дзюку» (JUKU), которые появились в стране в период с 1966-1976 гг. Дзюку позволяет закрепить знания, полученные в обычной школе. Половина всех детей в обязательном порядке посещают академические дзюку, где проводятся занятия по японскому и английскому языку, математике и естественным наукам. Дети младшего возраста посещают неакадемические занятия по фортепиано, обучаются искусству, плаванию. Дзюку играет большую социальную роль, так как дети ходят в школу, чтобы завести новых друзей и установить тесные личные взаимоотношения с учителями.

Стоит отметить, что далеко не все дети могут посещать дзюку из-за того, что это – платное образование. Это порождает социальное неравенство среди подрастающего поколения японцев. Тем не менее, у всех школьников есть шанс самостоятельно изучить образовательные программы, купив специальные учебные пособия школы.

В отличие от школ 80% высших учебных заведений Японии являются негосударственными. Насчитывается порядка 600 вузов, из них 425 частные. Учебные системы высшего образования схожи со многими европейскими вузами, где студенты после 4 лет получают степень бакалавра (gakushi) и еще через 2 года степень магистра (shushi). По данным мировых рейтингов лучшими университетами Японии считаются Университет Киото и Токийский университет.
Хорошее образование для японца – это гарантия занять достойное место в обществе. Вузы Японии делают ставку на обучение студентов математике и технике. Недаром Япония является мировым лидером в сфере высоких технологий. В самые престижные вузы конкурс настолько велик, что его называют «экзаменационным адом». Все абитуриенты централизованно проходят «Общий тест достижений первой ступени», который проводит независимый административный орган – Национальный центр вступительных экзаменов в вузы. Частные вузы проводят вступительные экзамены самостоятельно. Примечательно, что  лучшие частные университеты страны имеют в своей системе детские сады, начальные, младшие и средние школы, которые позволяют абитуриенту, прошедшему все этапы дошкольного и школьного образования, быть зачисленным без вступительных экзаменов.

Учебный процесс в вузах делится на общенаучные и специальные дисциплины. После окончания общенаучного цикла студент имеет право поменять специальность, хотя случаи перехода редки. С 1983 года Япония проводит политику по интернационализации высшего образования, привлекая студентов из других стран. Среди студентов лидируют выходцы из Кореи, Китая и Тайваня. Иностранные абитуриенты могут даже рассчитывать на стипендию Японской ассоциации международного образования (Association of International Education, Japan), правительственную стипендию (Japanese Government Scholarship) и стипендию от Министерства образования.

Благодаря стремлению к знаниям, самосовершенствованию и приверженности традициям, Япония лидирует в области научных исследований, таких как биомедицина, робототехника и высокие технологии. Возможно, России есть чему поучиться у соседей-японцев, и понять, какой вклад вносит образование в развитие страны, чтобы достигнуть своего «экономического чуда».

Татьяна Ефремова

фото с сайта: borovikovatm.blogspot.com; mishajp.livejournal.com

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск