Главная > Статьи > Учеба > Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по английскому языку

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по английскому языку

15 октября 2019
Категория: Учеба

ФИПИ проанализировала все работы, написанные в 2019 году, и составила список ошибок, которые чаще всего допускают выпускники. «УралСтудент» собрал самое главное из доклада ФИПИ по каждому предмету.

В 2019 году ЕГЭ по иностранному языку отметил свой юбилей – впервые его включили в список экзаменов в 2009 году. Как и в предыдущие годы, ЕГЭ включал в себя письменную и устную части. Таким образом, у выпускников проверяли четыре вида речевой деятельности: аудировании, чтении, письме, говорении, а также их языковые навыки.

В экзамене приняло участие более 83 тыс. испытуемых, из них 96% сдавали ЕГЭ по английскому языку.

Как выглядит ЕГЭ по английскому языку

КИМ письменной части ЕГЭ состоял из четырёх разделов: «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика», «Письмо».

Раздел 1 «Аудирование» включал в себя 15 заданий трёх уровней сложности. Они проверяли умения понимать основное содержание прослушанного текста и находить нужную информацию во время аудирования.

Раздел 2 «Чтение» состоял из 9 заданий трёх уровней сложности. Здесь проверялись способности ученика понимать основное содержание прочитанного текста и составлять структурно-смысловые связи.

Раздел 3 «Грамматика и лексика» включал в себя 20 заданий двух уровней сложности (базового и повышенного) и проверяли языковые навыки, грамматические и лексико-грамматические.

Раздел 4 «Письмо» состоял из 2 заданий: личное письмо и письменное высказывание с элементами рассуждения «Моё мнение».

Устная часть экзамена состояла из 4 заданий базового и высокого уровней. Задание 1 базового уровня сложности проверяло навыки чтения фрагмента информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста; задание 2 базового уровня сложности проверяло умение создавать условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию; задание 3 базового уровня сложности проверяло умение создавать монологическое тематическое высказывание с опорой на вербальную ситуацию и фотографию; задание 4 высокого уровня сложности проверяло умение создавать монологическое тематическое высказывание с элементами сопоставления и сравнения, с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий).

Где большего всего допускали ошибки

Как и в предыдущие годы, хуже выполнялись задания с развёрнутыми ответами (письмо и устная речь). А вот раздел «Аудирование», который на ранних этапах введения ЕГЭ вызывал наибольшие трудности, сейчас выполняется лучше всех других разделов, что показывает положительное влияние ЕГЭ на процесс обучения и усиление его практико-ориентированности.

Аудирование

В целом большинство участников экзамена научились извлекать основную информацию из прослушанного иноязычного текста. Ошибки появляются из-за того, что выпускники выхватывают отдельные слова из текста или утверждения вместо понимания смысла высказывания. По словам экспертов, это происходит из-за того, что у некоторых учеников недостаточный уровень знания языка.

В задании 2 в основном ошибки возникали при выполнении в том случае, когда на основании текста нельзя было дать ни положительного, ни отрицательного ответа и следовало выбрать вариант ответа под номером 3 – «в тексте не сказано».

Чтение

Задание 11 – причиной ошибок является незнание правил построения предложений, неумение использовать нужные грамматические средства, особенно союзы, союзные слова, предлоги, позволяющие связать текст в единое логическое целое. Участники не всегда принимают во внимание то, что выбранный фрагмент должен вписываться в текст как по структуре, так и по смыслу.

Грамматика и лексика

Подавляющее большинство экзаменуемых в целом овладело ключевыми лексикограмматическими навыками. Всё ещё требуют совершенствования навыки использования отрицательных аффиксов, употребления слов и словосочетаний в контексте, фразовых глаголов, а также употребления видо-временных форм, форм страдательного залога и согласования времён.

Письмо

В этом разделе плохо выполняется задание 40. Причиной этому часто является непонимание темы, предложенной в задании. Например, в 2019 году непонятой оказалась тема «Volunteering is essential for teenagers». Экзаменуемые не знали слово «essential» и перевели его как «have to», т.е. вынужденное должествование, хотя это слово означает «очень важный, необходимый». В результате вместо рассуждения о том, необходимо ли, важно ли для подростка участие в волонтёрском движении, участник пишет, следует ли подростка принуждать к волонтёрству или надо позволить ему делать то, что он хочет.

Также ученики получают за это задание низкие баллы, т.к. их ответы не соответствуют критериям оценки. Например, в плане ответа указано, что во вступлении нужно перефразировать предложенную тему и показать её проблемный характер. Не все справляются с этой задачей.

«University education is essential for young people. Very important topic, especially nowadays. However, people have different thoughts on it». В данном введении не перефразирована проблема - заменено только одно слово. Следующее предложение – «Very important topic, especially nowadays» –неудачно сформулировано, оно не даёт возможности точно понять, относится ли дискуссионный момент «However, people have different thoughts on it» к тому, что тема очень важная, или к тому, что университетское образование необходимо молодёжи.

Кроме того, здесь есть вопросы по поводу стиля текста. «Very important topic, especially nowadays» - скорее характерно для медийных публицистических текстов, а не для нейтральных. Скорей всего, автор дал прямой перевод с русского языка, поэтому упустил артикль (надо: «a very important topic») и пропустил подлежащее (надо: «This is a very important topic, especially nowadays»).

Иногда экзаменуемые высказывают своё мнение во введении. С точки зрения критерия «Решение коммуникативной задачи» это возможно. Важно, что мнение высказано. Однако это означает, что экзаменуемый не следуют плану и нарушает критерий «Организация текста».

В этом задании встречаются и другие ошибки – отсутствие аргументов или обоснования своей позиции.

Наблюдаются логические ошибки и неправильное употребление средств логической связи. Допускают большое количество лексикограмматических и орфографических ошибок.

Устная часть

В задании 1 – выпускники добавляют окончания или не дочитывают их, добавляют лишние слоги в словах, вставляют слова, которых в тексте нет, чаще всего артикли и предлоги. Испытуемые также делали ошибки в ударении, в делении текста на смысловые фразы, в интонации.

Задание 2 - ошибки, которые допускают участники экзамена, можно разделить на три группы: 1) ошибки, в результате которых поставленные вопросы не отвечают по смыслу коммуникативной задаче, 2) грамматические ошибки, 3) фонетические и лексические ошибки, мешающие пониманию высказывания.

К первой группе относятся ошибки, которые допускались и в предыдущие годы: сразу же в первом вопросе используют местоимение «it» вместо названия предмета или объекта, о котором спрашивают, поэтому непонятно было, о чем идет речь.

Вторая группа ошибок связана с использованием артиклей, постановкой вопросов

В задании 3 – выпускники забывали делать заключение, забывали об адресности (требовалось обращаться к другу). Неполное или неточное освещение пунктов плана, искажение фактов, неправильная интерпретация действий, отражённых на фотографии.


Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по базовой математике

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по профильной математике

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по русскому языку

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по литературе

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по информатике

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по биологии

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по обществознанию

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по истории

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по химии

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по физике

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по географии

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск